Сайт учителя английского языка

Добро пожаловать на сайт
Здесь вы можете найти полезную информацию, касающуюся преподавания английского языка, современных информационных технологий, а также внеклассной работы учащихся.
наверх
Личностно-ориентированный подход
в преподавании иностранного языка


Республика Мордовия

МОУ "Косогорская средняя общеобразовательная школа" 

 

Педагогическая конференция

Новые педагогические технологии, как фактор повышения качества образования, индивидуализация и социализация обучения

 Доклад

 Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка

 
подготовил:

 Шачков Вячеслав Владимирович

 

Мир переживает экспансию американской цивилизации, приведшей к «вестернизации» культуры многих стран. Это повлекло за собой  не только  глобальное распространение английского языка, но и навязывание ценностей чуждых менталитету и нравственности народов. Сегодня владение английским  языком является не просто пожеланием,  а насущной необходимостью и незаменимой составляющей профессиограммы специалиста.  Определенный уровень владения английским языком теперь определяет не только общекультурный уровень специалиста, но и носит характер профессиональной необходимости. Для того, чтобы эффективно осуществлять процесс обучения английскому языку как иностранному необходимо дать ответы на ряд вопросов.

Основным из них является следующий: каково соотношение базовой науки и учебной дисциплины «Английский язык». Это соотношение следует анализировать по целому комплексу показателей: чему мы учим в школе? (Каково содержательное наполнение данного учебного предмета). Адекватен ли учебный предмет «Английский язык» языку, на котором говорят его носители? Кого мы учим? (Является ли этот процесс целенаправленным и специально организованным или  усвоение языка происходит естественно?) Где мы учим? (В системе специально организованных занятий или в естественной языковой среде?) Как мы учим? (Используя специальные формы и методы или в процессе спонтанного языкового общения?) Каков процесс обучения по длительности (Является ли он перманентным или дискретным?) Кто обучает? (Преподаватель, аудио или видеозапись или языковая среда). На каком материале обучаем? (На переводном, который предъявляется обучаемому лишь от случая к случаю или аутентичном, который постоянно «присутствует» визуально или на слуху).

Соответственно, мы рассматриваем личностно-ориентированный подход как системообразующее звено в преподавании английского языка в школе, и он формируется в процессе преподавания предметов как специального, так и общеобразовательного цикла, а также в процессе учебной и внеучебной воспитательной работы. Мы понимаем, что особая роль в этой работе отводится иностранному языку в силу специфических особенностей данного учебного предмета. Таким образом, личностный подход в преподавании английского языка является, с одной стороны, конечной целью работы учебного заведения системы высшего профессионального образования, а, с другой стороны, показателем качества работы учебного заведения.

Существует ряд противоречий, которые лежат в области декларируемых целей обучения иностранному языку в школе и реальных практических результатов: в качестве цели обучения выдвигается развитие коммуникативных умений, позволяющих осуществлять речевое общение в реальных ситуациях, а условия и средства реализации не адекватны поставленной цели, то есть искусственны. Анализ практики показывает, что у учащихся школы отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также реальной возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни не позволяет достичь существенных результатов в обучении иностранному языку.

В настоящее время в практике наблюдается повышенная  акцентация прагматической направленности в обучении иностранному языку в ущерб личностно-ориентированному подходу к преподаванию данного предмета. При анализе соотношения базовой науки и учебного предмета «Английский язык»  возникает вопрос, чему следует отдавать предпочтение в учебных условиях: устным, письменным формам общения или тем и другим в равной степени? В методике преподавания иностранных языков нет на этот вопрос однозначного ответа. На наш взгляд, ответить на него – значит определиться в поиске решения следующей задачи: кто из студентов, где и когда будет реально пользоваться изучаемым языком в общении с его носителями. И, тем не менее, представленный выше анализ ситуации в нашей стране показывает, что такие возможности есть, и, прежде всего, в следующих сферах: личные контакты; доступ к качественному образованию у себя в стране и за рубежом; доступ к мировому опыту и знаниям, технический прогресс, торговля, развитие производства, международное общение и кооперация.  Все это предполагает развитие эффективного формирования личностно-ориентированного подхода преподавания иностранного языка.

 

Личностно-ориентированный подход

в обучении иностранным языкам

 

Целью данной работы является попытка рассмотреть некоторые положе­ния методики обучения ИЯ как частнопредметной с точки зрения личностно-ориентированного развивающего обучения.

По определению И.С. Якиманской, технология личностно-ориентированного обучения представляет собой "сочетание обучения, пони­маемого как нормативно-сообразная деятельность общества и учения, как ин­дивидуально значащей деятельности отдельного ребенка." Содержание, мето­ды, приемы данной технологии направлены главным образом на то, чтобы рас­крывать и использовать субъектный опыт каждого ученика, помогать станов­лению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Одним из основных принципов методического содержания урока ИЯ, на­ряду с речевой направленностью, ситуативностью, функциональностью и новизной, выступает индивидуализация. “Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы  в классе, так и  самостоятельной работы во внеурочное время”. Методистами выделяются три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.

Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, "ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна". К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жиз­ненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмо­ции и чувства, статус личности в коллективе. В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, например в формулировке КЗ; содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и рас­пределении функций при организации и проведении проектной работы; подбо­ре пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуаль­ных заданий; подборе текстов для чтения и формулировке КПЗ к ним; индивидуализировании домашнего задания и т. д.

Таким образом, можно констатировать, что учет и использование личностной индивидуализации в обучении иностранными языками является частнометодическим преломлением основного положения личностно-ориентированного обучения об "актуализации субъектного опыта, поиске связей и определении зоны ближайшего развития" ученика.

Следующее положение личностно-ориентированного обучения  И.С.Якиманская формулирует следующим образом. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные оперативные компоненты. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.

Исходя из общедидактического положения о том, что у каждого ученика вырабатывается свой стиль учебной деятельности, коммуникативная методика смещает акцент на научение учащихся наиболее рациональным приемам этой деятельности, так как по данным Ю.К. Бабанского, 50% школьников отстают в учении из-за слабого владения учебной деятельности. Для этого в коммуникативном обучении предусмотрена субъектная индивидуализация. Специфика состоит в том, что она предусматривает применение дидактических средств различных по форме, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящие в конечном счете к одинаковым результатам за равные промежутки времени. Одним из таких средств являются памятки. Их цель - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Таким образом, памятка - вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. По характеру представления содержания выделяются следующие виды памяток: памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул. Таким образом, цель субъект­ной индивидуализации - развитие индивидуального стиля учебной деятельно­сти - достигается путем формирования таких учебных умений, как выполнение упражнений всех видов, работа с раздаточным материалом, работа в парах, группах, работа с различными опорами, в т.ч. ЛСС, ФСТ, функциональные опоры и т.д.

Целью индивидной индивидуализации выступают учет и развитие спо­собностей учащихся. Она предполагает учет фонематического слуха, тип и объем памяти ребенка, его интонационные речемыслительные и языковые спо­собности. Этот учет реализуется в дифференцированном подходе к учащимся. В нем два варианта:

1)                 класс получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);

 

 2) разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов).

 

Следующее положение личностно-ориентированного обучения предпо­лагает построение образовательного процесса на "учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной дея­тельности". При этом обязательно учитываются индивидуальная избиратель­ность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотива­ция, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собст­венной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Коммуникативный и личностно-деятельностный подходы к обучению иностранным языкам предполагают изменение основной схемы взаимодейст­вия учителя и учеников. Вместо широко распространенной схемы их взаимо­действия S-0, где S - учитель, субъект педагогического воздействия и управ­ления, а О - ученик, объект такого воздействия, имеет место схема субъектно-субъектного, равнопартнерского учебного сотрудничества учителя и учеников в совместном дидактически организуемом учителем решении учениками учеб­ных КПЗ, поскольку "общение - это не воздействие одного человека на друго­го, а их взаимодействию спо-собствуют БПК урока (Рогова Г.В.), высокий уро­вень сформиро-ванности коммуникативных умений учителя (Пассов Е.И.).

Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, педагог накапливает банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном позна­вательном профиле, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно, по мнению Якиманской И.С., оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Данное положение личностно-ориентированного обучения находит свое практическое воплощение в работах Кузовлева В.П., разработавшего методическую характе­ристику класса (МХК). МХК - это форма учебы индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения.

Таким образом, основные положения личностно-ориентированного обучения: о значимости субъектного опыта ученика, индивидуальном стиле его учебной деятельности, диалоговом построении образовательного процесса необходимости ведения ин-дивидуальной карты его развития - перекликаются с теоретическими разработками Пассова Е.И., Роговой Г.В., Зимней И.А., Кузовлева В.П. и других методистов и находят практическое применение на уроках иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. – М.: Просвещение, 1991.

3. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа дивидуализации обучения речевой деятельности.           // ИЯШ, 1979, №1.

4. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991.

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989.

7. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.:  Просвещение, 1998.

8. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.

9. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1980.

10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения странным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.


Hosted by uCoz